Многоцелевой истребитель SAAB JAS-39 Gripen
SAAB JAS-39 Gripen – это многоцелевой истребитель 4 поколения. Старана которой принадлежит истребитель Швеция. Компания разработчик – СААБ Авионикс. Аббревиатура JAS расшифровывается как – Истребитель, Штурмовик, Разведчик.
Где-то с середин 1980-х годов у Швеции возникла необходимость в истребителе нового поколения, который мог бы быть одновременно и истребителем, и перехватчиком и ударным самолетом. Для создания его ВВС Швеции выдвинуло основное условие – самолет должен быть гибким. То есть самолету необходимо было сделать укороченный взлет, истребитель должен был взлетать и садится на плохо подготовленных аэродромах, прост в обслуживании и удобен в эксплуатации, оснащен износостойкими элементами. А так же не забывалось то, что самолет должен был подходить для выполнения заданий над Швецией.
В 1980 году правительство профинансировало проект по созданию нового истребителя. В 1981 году были одобрены ТХ самолета и уже в 1982 году была развернута полномасштабная программа по созданию SAAB JAS-39 Gripen. Двигатель бы построен к 1985 году. И в этом же году разработчики приступили к испытаниям двигателя. В 1987 году 26 апреля прототипа под кодом 39-1 был впервые выкачен из ангара. А уже в 1988 году прототип самолета смог подняться в небо.
Прототип 39-1 успешно поднялся в воздух в 1989 году, но при посадке потерпел неудачу. В 1990 году успешные испытания прошли у прототипов под марками 39-2, 39-3, 39-4. И уже в 19991 году в небеса поднялся последний опытный прототип. В 1992 году впервые поднялся серийный самолет под маркой SAAB JAS-39А, который имел заводской номер 39101. К 1996 году были завершены все НИОКР программы, а 6 боевых машин, которые были задействованы для испытаний, налетали 2300 часов и сделали 1800 вылетов.
Конструктивные особенности самолета. Конструкция самолета выполнена по схеме Утка, которая содержит в себе среднерасположенное треугольное крыло и имеет хвостовую конструкцию – бесхвостка. Для изготовления корпуса использовались композитные материалы в 30 процентном соотношении, а так же были созданы 2 воздухозаборника S-образного типа. Это давало возможность снизить заметность самолета на радиолокаторах. В самолете применяется один турбореактивный двигатель с двумя контурами.
ТТХ JAS-39 Gripen
- Масса пустого истребителя 6800 (7100)кг
- Размах крыла самолета составлял 8,4 м
- Экипаж самолета 1 или 2 человека в зависимости от модификации
- Высота самолета составляет 4,5м
- Нормальная масса 8,5т
- Площадь крыла равняется 30 кв. м
- Максимальная масса при которой самолет мог взлететь — 14т
- Длина самолета 14,1м или 14,8м в зависимости от модификации
- Масса топлива во внутреннем баке равно 2т
- Максимальная тяга самолета 5100кгс
- Тяга самолета на форсаже 8160кгс
- Максимальная скорость самолета 2200 км/ч
- Масса полезной нагрузки 5,3т
- Практический потолок самолета 15240м
- Боевой радиус самолета составлял 800км
Вооружение:
1 27-мм пушка Mauser BK27. Боевая нагрузка — 6500(8000) кг на 7 узлах подвески:
2 УР «воздух-воздух» Rb.74 Sidewinder на концах крыльев, 4 УР «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM или Rb.71 Sky Flash, 4 УР «воздух-поверхность» Rb.75 Maveric, 2 ПКР Rbs.15F, MBB VBM бронебойные устройства, 2 гранатомета DWS 39, управляемые бомбы и ПУ НУР, контейнеры с разведывательной и РЭБ аппаратурой.