Средний бомбардировщик Ту-22М3

Начало разработки самолета было положено в 1965 году. В процессе разработки самолет назывался «проект 145». Основные задачи, для которых он создавался – поражение целей на средних и больших высотах во всем возможном на это время диапазоне скоростей, а также выступать в качестве маловысотного носителя ракет или бомбардировщика, способного в условиях сильного противодействия ПВО поражать различные наземные цели. Для этого требовалось на высотах порядка 200 метров двигаться со скоростью порядка 1200км/ч. Также он должен был быть способным к уничтожению вражеских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и оповещения (ДРЛО), а также различных других станций по радиолокации, как мобильных, так и стационарных.

Для того, чтобы обеспечить самолету такую многофункциональность, было принято решение сделать изменяемый угол стреловидности крыльев. Это позволяло создать самолет, способный к эффективному действию на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Кроме плюсов, это решение имело и недостатки, потому что повышало вес самолета за счет появления механизмов, изменяющих угол стреловидности крыльев.

После многих испытаний было принято решение создать три положения крыльев для трех режимов полета, каждый из которых имел оптимальную аэродинамическую конфигурацию самолета.

1 режим: 20 градусов – применялся для дозвуковых полетов на максимальные расстояния, а также при взлете и посадке;

2 режим: 65 градусов – применялся для сверхзвуковых полетов на максимальные расстояния;

3 режим: 72 градуса – использовался при полетах на скоростях близких к сверхзвуковым на небольших высотах.

В процессе создания самолет претерпел несколько модернизаций, которые касались изменения аэродинамики, был увеличен размах крыльев, улучшена эргономика рабочих мест экипажа.

Помимо наступательного вооружения, самолет был оснащен оборонительной установкой УКУ-9К-502, содержащей две пушки ГШ-32Л калибра 23мм.

Самолет был оснащен современным для того времени пилотажно-навигационным оборудованием, которое позволяло эффективно решать многие задачи по пилотированию, управлению ударным и оборонительным вооружением, осуществлению навигации и пр. Для увеличения живучести экипажа самолет оснащался системой аварийного катапультирования, которая отстреливала кресла пилотов вверх в случае необходимости.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика Ту-22М3:
Год принятия на вооружение — 1976
Размах крыльев — 34,28 м
Длина — 41,46 м
Высота — 11,05 м
Площадь крыла — 183,6 кв.м
Взлетная масса, кг
— нормальная — 121000
— максимальная — 126400
Тип двигателя — 2 ДТРДФ НК-22
Тяга — 2 х 22000 кгс
Максимальная скорость — 1800 км/ч
Скорость с УР Х-22М — 1660 км/ч
Практическая дальность, км
— дозвуковая — 5100
— сверхзвуковая — 1630
Практический потолок — 13000 м
Экипаж — 4 чел

Вооружение: одна двухствольная пушка ГШ-23Л калибра 23 мм в хвостовой турели; две ракеты Х-22 (AS-4 «Китчен») или четыре ракеты Х-15П (AS-16 «Кикбэк») на пилонах под корневой частью крыла, шесть ракет Х-15П в барабанной пусковой установке в оружейном отсеке, или бомбы массой до 24000 кг (52910 фунтов) как внутри, так и в бомбодержателях под воздухозаборниками; нормальной боевой нагрузкой является одна ракета Х-22 или бомбы массой до 12000 кг (26455 фунтов).

13.09.2013

Добавить комментарий

*